История развития Мазурского канала
Одной из интереснейших достопримечательностей Калининградской области является Мазурский канал. Идея его создания появилась ещё в эпоху средневековья. Первоначально планировалась организация сооружения от Мазурских озёр до Балтийского моря через реку Ангерапп, которая должна быть судоходной. Однако для начала реализации этого проекта пришлось ждать почти век.
Начало строительства Мазурского канала
Официально работы по созданию Мазурского канала начались в 1764 году. Основная заслуга в этом принадлежит обер-президенту Восточной Пруссии фон Домкхардту, который выделил финансирование на проектирование и начало работ. Однако при строительстве сооружения сразу же возникли серьёзные технические проблемы, поэтому объект с 1774 года оказался «заморожен».
Вернуться к нему вновь решили только в 1849 году. Было предложено сократить маршрут пути, в результате длина канала составила бы 50,4 км. Транспортировку судов по нему планировалось осуществлять на специальных рельсовых тележках с помощью канатных фуникулёров. Однако данный проект в конце концов забраковали из-за высокой стоимости работ и малой пропускной способности канала.
1907 годом датируется новая попытка реанимации Мазурского канала. Для увеличения пропускной способности объекта было предложено заложить в проект создание 10 шлюзов — вертикальных судоходных лифтов. Параметры каналов были адаптированы под стандарты внутренних путей Германии, для чего понадобилось модернизировать всю речную сеть бассейна реки Прегель.
Активная фаза начала работ
Старт новому строительству Мазурскому каналу был дан в 1911 году. Однако объект стал долгостроем по причине начала первой мировой Войны и экономического кризиса в Германии. После прихода к власти Гитлера темпы работ значительно увеличились. Планировалось, что объект будет сдан к маю 1941 года.
Однако после начала второй мировой войны финансирование проекта стало нерегулярным, а в 1942 году после коренного перелома на Восточном фронте вовсе свёрнуто. К этому моменту готовность канала к вводу в эксплуатацию составляла 70%. Были возведены почти все мосты через канал, а также докеры под руслом канала.
В 1944 году в преддверии наступления Советских войск на Восточную Пруссию Мазурский канал представлял собой хорошо укреплённую линию обороны. При отступлении с этого рубежа практически все мосты были взорваны, но временные плотины и дамбы остались нетронутыми. Это позволило избежать затопления значительной территории.
Послевоенное развитие Мазурского канала
После завершения Второй Мировой войны Восточная Пруссия была поделена между СССР и Польшей. Таким образом, Мазурский канал расположился на территории двух государств. Это делало практически невозможным его восстановление и последующую эксплуатацию. К тому послевоенная разруха не позволяла восстанавливать этот объект в первоочередном порядке. Тем не менее, продолжать существовать, хотя его судьба по обе стороны границы была различна.
Существование канала на территории Калининградской области
В середине 50-х годов прошлого века в Калининградской области планировали приспособить части сооружений для организации внутреннего судоходства. Было расчищено русло канала, восстановлены некоторые мосты. Однако из-за неудовлетворительного обслуживания вода постоянно уходила из канала.
В 90-е годы гидротехнические сооружения объекта граждане и даже некоторые организации стали разбирать на металлолом. Это варварство грозило обернуться настоящей трагедией для всего региона. Предотвратить её смогло лишь вмешательство неравнодушных граждан и польского консула в Калининграде, которые добились остановки разграбления оставшихся шлюзов на российской части.
Существование канала на территории Польши
На польском участке Мазурского канала дела обстояли несколько иначе. Там был обеспечен надзор за состояние гидротехнического оборудования во избежание аварийного прорыва воды из шлюза Пяски-Зандхоф. Как и на российской территории здесь были восстановлены часть мостов, а также возведены насыпные переправы.
К середине 80-х годов на этой территории стал активно развиваться эко-туризм. Стихийно стала создаваться туристическая инфраструктура. На волне интереса к данному объекту стали создаваться различные объединения, ратующие за развитие трансграничного трансграничного туризма по Мазурскому каналу и рекам Калининградской области.
В результате вышло постановление правительства Калининградской области, в котором на период 2020-2030 намечены пути восстановления водного пути по реке Лава и Мазурскому каналу до границы с республикой Польша. Это даёт надежду на скорейшее развитие сооружения.
Однако и сейчас любой желающий может окунуться в атмосферу этой живописной и таинственной территории. Для этого следует связаться с нашей организацией, специализирующейся на организации туров по Мазурскому каналу. Своим клиентам мы предоставляем исправные внедорожники и опытных экскурсоводов. Туристам будут гарантированы непередаваемые эмоции.