Экскурсия по шлюзам Калининградской области или шлюзам Мазурского канала
Экскурсия по Мазурскому каналу
Мы предлагаем небольшие экскурсии на Калининградские шлюзы. Эти мощные довоенные строительные объекты из времен Кенигсберга находятся на канале, проритом еще в XVIII веке. Канал берет начало от Мазурских озер, которые сейчас расположены на территории Польши, а раньше принадлежали Восточной Пруссии, и тянется до реки Лава, известной до войны как Алле, уже на территории Калининградской области. В настоящее время канал разделен между Россией, владеющей 30 км, и Польшей с 20,5 км.
Экскурсии по шлюзам Мазурского канала относятся к уникальным маршрутам, ведущим к редким недостроенным и заброшенным местам Восточной Пруссии, которые интересны как туристам, так и местным жителям. Обычно скрупулезные немцы доводили свои проекты до завершения, и их умение считать деньги вызывает вопрос, почему же эти шлюзы так и не были запущены. Но, как говорится, даже на мудреца бывает проруха. В 1942 году эти большие способности остались незавершенными, когда строительство было завершено на 70 процентов. Нехватка рабочей силы, строительных материалов и поражение на Восточном фронте вынудили остановить работы. Теперь это место, где ощущаешь настоящую историчность, а прочный на века бетон и металл пронизывают своей энергетикой. Если где и искать призраков Кенигсберга, то именно здесь. Масштаб Мазурских шлюзов впечатляет всех, кто их видит. Шум падающей воды и ее мощь настолько завораживают, что дух захватывает. Это место не для слабонервных. Хочется сделать множество фотографий, но понимаешь, что даже видео не передаст всех впечатлений, а чтобы испытать это снова, необходимо вернуться к калининградским шлюзам…
Мазурский канал протянулся между Мазурскими озерами и рекой Лавой. Был построен еще в XVIII веке, как короткий судоходный путь через территорию бывшей Восточной Пруссии. Проект был не завершен из-за войн и передела страны. Сейчас шлюзы Мазурского канала расположены на территории Польши и Российской Федерации. Они заброшены и не действуют. Но эти сооружения ценятся, как исторические достопримечательности, и к ним даже устраиваются экскурсии.
История создания шлюзов
Мазурский канал строился, как судоходный. Он связывал Мазурские озера с Балтийским морем через реку Лава. Его длина – 50 м, сейчас около 30 м расположено в Калининградской области, остальное – в Польше. Но когда он проектировался и начал строиться, это была территория Восточной Пруссии.
История строительства канала и создания шлюзов длительная и запутанная. В ней можно выделить такие основные моменты:
- в начале XVIII века была озвучена идея создания канала, который бы обеспечивал короткий путь для транспортировки судов из Мазурских озер в Балтийское море;
- строительство началось после семилетней войны в 1764 году – был выкопан канал длиной 50 м, из-за небольшой глубины по нему ходили только лодки и баржи;
- к концу века канал стал зарастать, местность заболачивалась;
- в 1974 году был разработан план восстановления канала с применением шлюзов;
- строительство началось в 1908 году, через 6 лет большинство шлюзов было готово;
- вернулись к каналу в 1934 году, русло расширили и углубили, усовершенствовали систему шлюзования;
- к началу 40-х годов было готово 70%, северную часть заполнили водой;
- в 1945 году канал разделили между территориями двух государств – Советским Союзом и Польшей, его перегородили земляной дамбой;
- к концу 60-хх годов шлюзы на территории России пришли в упадок, в Польше за ними продолжают следить, но так как канал не достроен, не используется для судоходства, а представляет собой историческую достопримечательность.
Сколько всего шлюзов?
Описание шлюзов
Шлюзы Мазурского канала для того времени были одними из самых крупных. Ширина 7,5 м, длина каждого 45 м. Глубина разная, минимальная от 2,5 м, перепад высот 6,5-16 м. Это давало возможность шлюзования судов с водоизмещением до 270 т. У самых глубоких шлюзов была сложная система вертикальных запоров, у мелких – обычные ворота.
Нумерация шлюзов начинается с севера, от реки Алле (сейчас она называется Лава). Первые пять расположены на территории Калининградской области, остальные – в Польше.
№ | Название шлюза | Разница высот, м | Населенные пункты рядом |
1 | Алленбург I | 8,2 | поселок Дружба |
2 | Алленбург II | 8 | поселок Дружба |
3 | Гросс Аллендорф | 12 | нет жилых строений |
4 | Вильгельсхоф | 7,5 | нет жилых строений |
5 | Георгенфельд | 15,5 | поселок Озерки Вольные |
6 | Лангельфельд | 6,5 | поселок Длугополе |
7 | Кляйн Байорен | 10,5 | село Байоры Мале |
8 | Сандхоф | 10,3 | город Пяски |
9 | Фюрстенау Нижний | 15,9 | поселок Леснево Дольне |
10 | Фюрстенау Верхний | 16,1 | поселок Леснево Гурне |
Современное состояние
Сейчас все шлюзы Мазурского канала в России находятся в запустении. Только около двух сохранились жилые поселки: Озерки Вольные и Дружба. Первый шлюз пользуется популярностью у туристов. У него самая глубокая камера и перепад глубин 15,5 м. Около шлюзов в канале еще сохранилась более или менее чистая вода, но местность заболочена, заросла густыми кустарниками. Здесь нет охраны, заборов или перил. При посещении шлюза нужно быть осторожнее, так как стенки скользкие, а глубина большая.
В 30 км от шлюза находится город Правдинск, в котором много исторических достопримечательностей. Многие экскурсии совмещают их осмотр с поездкой к шлюзу, так как это тоже история местности. К тому же здесь живописная природа: густые заросли, поля. Популярно это место также у любителей экстремального отдыха. Из-за большой глубины шлюз используют для роупджампинга.
Мазурский канал – это грандиозный проект, начатый в Германии и не завершенный из-за войн. Его шлюзы поражают размерами и конструкцией. Сейчас это историческая достопримечательность, привлекающая туристов.
новое
Мост в Роминте возле озера Камышовое
шлюзы на территории российской федерации
Шлюз №1 (нем. Mündungsschleuse Allenburg) был полностью достроен в 1922 году. Его минимальная высота воды 5,3 метров, максимальная 8,9 метров.
Этот шлюз отличается от других тем, что у него нет встроенного моста для транспортного сообщения. Перепад высот составляет 8 метров.
Шлюз №3 «Стеклянный», на немецком – GroßAllendorf
Название «Стеклянный» дали местные жители, и это связано с наличием огромных рам из бетона, в которые планировалось вставить окна.
Шлюз №4 Вельгельмхоф является исторически, эстетически привлекательным местом. Если вы хотите посмотреть шлюз №4 Мазурского канала — звоните!
Собственное название этого архитектурного сооружения – Георгенфельде – происходит от наименования небольшой немецкой деревни, существовавшей неподалеку от места
Желаете насладиться красотами природы и посмотреть на место, где фактически зарыли в землю десятки миллионов золотых марок? Ждем Вас, звоните!